«Интегративный подход к целостному развитию личности дошкольника в условиях реализации программы «Детский сад-Дом радости Н.М.Крыловой»

 

  Заведующий МБДОУ №59 «Лакомка» с.Кулешовка  Примаченко Л.Н.

Анализ  многолетней деятельности педагогического коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка детского сада первой категории № 59 « Лакомка» позволил сделать  вывод о том, что в процессе реализации образовательной Программы «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой на  основе интеграции в ДОУ разработана  и успешно  функционирует инновационная модель развития образовательной системы в рамках эффективного непрерывного профессионального роста и повышения компетентности педагогических работников Процесс развития и совершенствования организационно- управленческого сопровождения  ДОУ  в режиме обновления образовательной деятельности берёт своё начало в 2000 году,  с момента работы на базе детского сада авторской школы города Санкт- Петербурга Н.М.Крыловой «Детский сад-Дом радости».

Учитывая тенденции развития образовательного процесса, мы понимали, что дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Новая фаза развития нашего педагогического коллектива  была связана с изменениями в требованиях к качеству, а спроектированная модель развития ДОУ представляла собой целостную образовательную систему, отличающуюся интеграцией. Авторская программа и технология были направлены на реализацию принципов педагогики развития и сотрудничества, способствовали тому, чтобы стиль взаимоотношений участников педагогического процесса был личностно-ориентированным.

Реализация содержания педагогического процесса  по  программе «Детский сад-Дом радости» предполагала особую модель, которая  носила интегративный характер, поскольку базировалась  на едином смысловом контексте. Интегрированный подход должен был способствовать переосмыслению общей структуры организации работы с детьми внутри коллектива педагогов и воспитателей. При  организации   интегрированного обучения воспитание должно было стать  фактором динамического развития  и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива детского сада .

Решением педагогического совета ДОУ  были  отмечены тенденции   образовательной   системы ДОУ  в   условиях   внедрения   авторской технологии, алгоритм и система   планирования образовательной   деятельности  с  дошкольниками, алгоритм взаимодействия специалистов ДОУ, предпосылки  и  условия изменений в организации образовательного  процесса  в  соответствии  с нормативными   документами, направленность  образовательного  процесса  с учётом  концептуальных  положений   авторской программы и   определены    основные пути интегрированного подхода в работе с коллективом.

Центральной идеей первого  этапа (2000-2004 г.)стало создание условий для внедрения Программы « Детский сад–Дом радости» в образовательный процесс дошкольного учреждения.

С целью интеграции и координации практической деятельности специалистов и педагогов ДОУ на организационном этапе значительно расширилось информационное поле, модернизировались социальные функции педагога.

Интеграция определила дальнейшее совершенствование предметной пространственной среды, объединившая в себе многообразие предметного, природного мира и искусства, стала  важным условием развития ребенка  на всех его возрастных ступенях. Так как игра – основной вид деятельности  детей дошкольного возраста    особое место мы придавали созданию  в образовательном пространстве ДОУ   игровых и занимательных зон, детских конструкторских, архитектурных  лабораторий и уголков.

Важным этапом обновления и развития образовательной системы центра развития стал второй этап  в практической деятельности  педагогов « Дома радости» ( 2005-2009 г.г). Переход на новую стадию инновационной деятельности был связан с рядом преобразований:

— обновление системы управления качеством образования ДОУ, основанное на создании условий в соответствии с современными требованиями: запрос социума, изменение политики государства, обновление требований к качеству образования;

 -появление новых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в дошкольном учреждении;

— расширение внешних научных и социальных связей;

— появление возможностей  для обучения педагогов новым технологиям;

— привлечение родителей к активным партнёрским отношениям с ДОУ;

 

Третий этап (2010 — 2013 гг.) – это создание и реализация инновационной модели развития образовательной системы, на основе интегративного содержания педагогического процесса, повышение уровня педагогической культуры, профессионализма и компетентности педагогов в условиях инновационной модели развития педагогического творчества.

Освоение  авторской технологии привело к существенному росту педагогического мастерства воспитателей, сформировало их методологическую культуру, позволило обеспечить осознанную, вдумчивую и творческую реализацию авторских замыслов.  Годы работы педагогического коллектива МБДОУ № 59 « Лакомка» показали, что целостная педагогическая система образования  ребенка-дошкольника, предложенная Натальей Михайловной Крыловой, наиболее полно объединила необходимые ресурсы реализации современных требований к уровню и качеству дошкольного образования.

В целях обеспечения целостности воспитательно-образовательного процесса в детском саду повысился уровень единства между наукой и практикой.  В 2011 году значительно стал выше рейтинг МБДОУ. На основании приказа министерства образования Ростовской области  от 23.09.2011 г. № 826 «Об утверждении ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО в статусе стажировочной площадки и утверждении перечня базовых образовательных учреждений стажировочной площадки (базовых площадок)для организации практических занятий» детский сад № 59 стал базовой площадкой по  реализации федеральной целевой программы развития образования«Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» по теме «Инновационные механизмы обеспечения доступного качественного дошкольного образования в муниципальных образовательных системах». В  опыте инновационной деятельности педагогического коллектива по программе «Детский сад –Дом радости» Н.М. Крыловой «Интегративный подход к целостному развитию личности дошкольника в условиях реализации образовательной программы МДОУ»  представлены особенности системы интегративного образования,  которые помогли педагогам ДОУ умело раскрыть внутренний потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальности. Успешное внедрение Программы и технологии « детский сад – Дом радости» на уровне качественной трансляции педагогического опыта    неоднократно представлялось на  педагогических конференциях с присутствием  автора программы Н.М. Крыловой, презентациях в ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО. На Всероссийских научно-практических семинарах в городе Сочи и п. Кабардинка Краснодарского края представлены  инновационные проекты  МБДОУ № 59 «Музейная педагогика», «Развивающая среда», «Экологическая тропа».

В инновационных проектах  большое место отведено созданию модели инновационного образовательного пространства в ДОУ, новшествам, которые  мобилизовали  внутренние инновационные процессы педагогической системы « Детский сад- Дом радости» и привели к повышению результатов педагогического процесса ДОУ в целом.

Эффективная модель дифференцированного пространства развития инновационного дошкольного учреждения создана и постоянно видоизменяется  на основе рекомендаций  автора программы Н.М. Крыловой. Особое место  в модели занимает неповторимый мир возрастных групп, который создан с любовью   профессионалами-педагогами при   активной  поддержке родителей воспитанников.

Распространение опыта высокопрофессиональных и творчески работающих педагогов ДОУ №59 уже много лет  находит практическое применение в  педагогической деятельности ДОУ Азовского района и Ростовской области.             

Воспитатель высшей категории Радионова А.Ф. за  опыт «Реализация индивидуальной траектории — средство формирования и развития  личности ребенка дошкольного возраста по программе «Детский сад-Дом радости» Н.М.Крыловой  (2009г.) и старший воспитатель высшей категории  Елютина В.М. за опыт «Организация инновационной деятельности в методическом руководстве ДОУ» (2012 г)  стали победителями областного конкурса «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области» .

Н.М.Крылова в книге отзывов МБДОУ «Впечатления от встречи с «Лакомкой» сделала запись: «Я, как автор государственной программы «Детский сад-Дом радости» -благодарю Вас за создание педагогического коллектива как «Оркестра виртуозов Москвы». Каждый исполнитель-мастер!!! Вы действительно построили жизнь детей и сотрудников по законам «Дома радости»!  Результаты –достойны замысла.»