«Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»
Для удобства пользователей материалы находятся в документах различных форматов. Если вы желаете ознакомиться с материалами Вам необходимо скачать на свой компьютер документ и открыть его.
Все материалы проверены на вирусы.
Для открытия и просмотра материалов Вы можете использовать бесплатный и свободный архиватор 7-zip, для просмотра офисных документов и таблиц Вы можете использовать бесплатный и свободный офисный пакет LibreOffice, для просмотра PDF файлов Вы можете использовать Adobe Acrobat Reader или Foxit Reader.
Документ (скачать / просмотреть) | Формат документа | |
«Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» | документ в формате MS Word | |
«Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» | документ в формате Adobe PDF | |
«Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» | документы в архиве ZIP |
Составитель: старший воспитатель высшей категории Елютина В.М.
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива МДОУ для использования в практике достижений передового опыта и педагогической наук.
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,
то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, — покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:
- Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
- Происходит смена стиль общения взрослого с ребенком.
- Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать.
Метод проектов широко используете в нашем ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы воспитанниками и их родителями.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI в., которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества:
Условно все существующие виды проектной деятельности можно разделить на три группы:
по целевой установке,
по количеству участников проекта,
по срокам реализации.
По целевой установке:
исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; К организации поисковой и творческой деятельности детей подключаются родители, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатели предлагают детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатели всегда могут предоставить справочный,
- Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные герои или выдуманные персонажи. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Игровая позиция включает как мировоззренческий аспект развития ребенка, так и свойства его личности. Дети с игровой позицией способны на шутливо-доброе обыгрывание различных реальных ситуаций, они выдумщики и фантазеры, создают доброжелательную веселую атмосферу. Такая атмосфера свидетельствует об эмоциональном благополучии детей и способствует формированию и развитию оптимистического мировоззрения
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Данный тип проектов требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкая, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
По срокам реализации:
- краткосрочными (одно или несколько занятий);
- средней продолжительности («Я и моя семья в течение полугода);
- долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» — на учебный год)
Структуру проекта.
1 этап – этап подготовки проекта.
Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы. На этапе подготовки педагоги детского сада:
- определяют задачи, которые они будут решать с детьми, родителями, для самообразования,
- разрабатывают модель взаимодействия всех участников проекта;
- определяют прогнозируемый результат;
- обсуждают проект с родителями;
- выясняют возможности, средства, необходимые для реализации проекта;
- определяют содержание деятельности всех участников проекта.
2 этап – этап практической реализации проекта.
На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т.д., определяют итоговое мероприятие.
3 этап – заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.
4 этап – презентация и защита проектов
Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет МДОУ, аттестация и т.д.
Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный, в детском саду проходит театрализованное представление Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта.
В завершении следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта всегда яркая, интересная и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя,
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду.
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;
- развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Педагогическая игра-импровизация
"Кто хочет стать знатоком проектного метода?"
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы.
Оборудование: карточки, на которых обозначены этапы проекта, медали победителей.
Алгоритм игры:
- вводная информация ведущего игры;
- оборудование "игровой площадки";
- ознакомление участников с правилами игры;
- проведение игры;
- рефлексия.
Ведущий: Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме игры "Кто хочет стать знатоком проектного метода?". Вам как игрокам будут предложены девять вопросов. На каждый вопрос предлагаются три ответа, выбрать надо быстро один ответ. Если он успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание "Знаток проектного метода (1 или 2 степени)".
- Вопросы игрокам
- Что такое педагогическое проектирование?
-дань моде;
— догма профессиональной деятельности педагога;
— вид педагогической деятельности
2. Место эпиграфа в структуре проекта:
-начале;
-в середине;
-им можно закончить проект.
3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности ?
-коллективный;
-исследовательский;
-долгосрочный
4. Что такое гипотеза?
-короткая аннотация проекта;
-опасение педагога о неудачной реализации проекта;
-предположение, требующее объяснения и подтверждения.
5. Кто является основоположником проектного метода?
-американский педагог демократ Джон Дьюи;
— великий русский педагог К.Д. Ушинский;
— французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".
6. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для практического (исследовательского) этапа?
—реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с коллегами и родителями;
-выдвижение гипотезы;
-открытый показ деятельности по теме проекта.
7. Какой характер педагогической деятельности не является показателем высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?
-репродуктивный;
— поисковый;
-творческий.
8. Какое содержание педагогической деятельности является характерным для подготовительного этапа?
- Определение средств необходимых для реализации проекта;
- Составление перспективных планов.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Презентация полученных результатов.
9. Презентуя проект, педагог должен:
— показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в проекте проблемы;
— проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки проекта как методического пособие которое окажет практическую помощь коллегам;
— привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное использование презентуемого проекта в практике их работы
10. Вид проекта, характеризующийся в основном экспериментальной
деятельностью детей, результаты которого оформляются в виде газет, коллажей, детского дизайна.
— информационно-практико-ориентированный
— исследовалельско-творческий
— ролево-игровой
11. Назовите виды проектов по целевой установке?
12 Назовите виды проектов по количеству участников?
13. Назовите виды проектов по срокам реализации
14. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным для заключительного этапа?
- Определение средств необходимых для реализации проекта;
- Подведение итогов, прогноз на будущее.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Презентация полученных результатов.
15. Вид проекта, характеризующийся организацией творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы?
16. Приведите пример исследовательско — творческого вида проекта?
17. Приведите пример индивидуального вида проекта?
18. Приведите пример ролево-игрового вида проекта?
19. Назовите структурные компоненты проектного метода?
20. Нужна ли проектная деятельность в ДОУ? Обоснуйте почему?
21.Проектная деятельность – это…
— форма продуктивной деятельности.
— инициативный тип индивидуального или коллективного поведения.
— особый способ существования.
22. Структура проекта- это..
— форма продуктивной деятельности.
— последовательностьэтапов любого проекта.
— желаемый конечный результат.
Матрица проекта
1.Название проекта:________________________________________________
2.Тематическое поле:_______________________________________________
3.Проблема:________________________________________________________
4.Цель:___________________________________________________________
5.Задачи:_________________________________________________________
6.Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта):
7.Описание продукта, полученного в результате проекта:_______________________________________________________________
8.Вид проекта:______________________________________________________
9.Состав участников:________________________________________________
10.Межпредметные связи:
Название раздела программы |
Содержание |
Задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:_______________________________________________________________
12.Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:_______________________________________________________________
13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап |
Содержание деятельности |
Сроки |
Поисковый |
|
|
Аналитический |
|
|
Практический |
|
|
Презентационный |
|
|
Контрольный |
|
|
14.Организационные формы работы над проектом:
Формы работы |
Сроки |
Занятия |
|
Наблюдения |
|
Экспериментирование, моделирование |
|
Экскурсии |
|
Самостоятельная работа с родителями |
|
Групповое обсуждение |
|
15.Форма проведения презентации:___________________________________