Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»
Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов служат:
- нормативные требования;
- заключение ПМПК– для обучающихся с ОВЗ (п. 23Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082);
- индивидуальная программа реабилитации– для детей-инвалидов. (приложение 3 к приказу Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н).
Условия для детей с ОВЗ и детей- инвалидов, которые МБДОУ обеспечивает в соответствии с частью 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами МБДОУ (Положение о работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, Паспорт доступности инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования МБДОУ№59):
-реализация разработанных, специалистами МБДОУ АОП;
-применение специальных методов обучения и воспитания;
-проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и других мероприятия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
-оказание ранней коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении;
-сокращенное количество детей в группе компенсирующей направленности.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, медицинский работник.
Все педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного дошкольного образования» в объеме 72часа.
Также созданы условия для повышения педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах.
В течение учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.
На 01.01.2021г МБДОУ посещает 3 ребенка-инвалида. Дети -инвалиды включены в образовательный процесс совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ работают с разно уровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группах присутствуют здоровые дети и слабослышащие , с поражением опорно-двигательного аппарата
- Предоставление услуг на объекте МБДОУ № 59 « Лакомка»
- Автостоянка(места)для инвалидов- отсутствует.
- Пандус – отсутствует
- Адаптированные лифты- отсутствуют.
- Раздвижные двери – отсутствуют.
- Кнопка вызова персонала – имеется.
- Вывески со шрифтом
- Брайля на контрастном фоне — отсутствуют.
- Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
- Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
- Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
- Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются
Для детей-инвалидов специально оборудованные учебные кабинеты отсутствуют.
Для детей с ОВЗ созданы компенсирующие группы, которые оборудованы пособиями и игрушками активизирующие познавательную и речевую деятельность: развивающие игры, технические устройства, модели, предметы для опытно-поисковой работы — магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Имеются различные материалы, способствующие речевому развитию ребенка: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с буквами, ребусами.
Кабинет педагога-психолога
Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку
Зона консультативной работы оснащена рабочим столом, удобными стульями. Она предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы.
Зона диагностической работы предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Все диагностические материалы систематизированы (по возрасту, проблематике) и размещены в специальных папках так, чтобы ими было удобно пользоваться.
Зона коррекционно-развивающей работы оснащена индивидуальными столами, мольбертом. Столы можно расставлять по-разному в зависимости от цели занятия.
Коррекционно-развивающий материал разделен на два вида:
Материал для интеллектуального развития дошкольников. Здесь представлены игры и методические пособия для развития памяти, внимания, речи, мышления, воображения детей.
Материал для развития эмоционально-волевой сферы детей: картотеки игр, дидактические игры, пособия для развития эмоциональной сферы.
Для творческого самовыражения детей в кабинете есть материалы для детского творчества: пластилин, краски, цветные карандаши, восковые мелки..
Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно- методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
В физкультурном зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимый для ведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми и с детьми с ОВЗ
-физкультурное оборудование (гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов);
— спортивный инвентарь (мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.).
Комната «Фиолетовый лес» для развитие интеллектуальных способностей по программе В.В.Воскобовича оборудована играми комплектами «Логико-математических игр» и развивающими играми: «Квадрат Воскобовича», «Коврограф», «Игровизор»,»Теремок», «Волшебная восьмерка», «Геоконд» и др.
Кабинет учителя-логопеда.
Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку. Кабинет предназначен для работы с детьми ОВЗ и инвалидов. по развитию и коррекции речи.
Зона развития сенсомоторных навыков представлена в виде игр и упражнений: «Логическое лото», «Домики – вкладыши», шнуровка, бусы и пуговицы разного размера, пирамидки, цветные вкладыши и др.
Для детей-инвалидов объекты для проведения практических занятий отсутствуют.
Для детей с ОВЗ осуществляется инклюзивная образовательная деятельность. В МБДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:
- групповые помещения
- кабинет педагога-психолога
- кабинет учителя-логопеда
- музыкальный зал
- физкультурный зал
- горница,
- сенсорная комната,
- комната «Фиолетовый лес» для развитие интеллектуальных способностей по программе В.В.Воскобовича.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ в детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС..
Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете, создана благоприятная коррекционно-развивающая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей.
В кабинете педагог-психолог проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-психологическую работу.
Комната «Фиолетовый лес» для развитие интеллектуальных способностей по программе В.В.Воскобовича предназначена для детей с ОВЗ для развития интеллекта, тренировки мелкой моторики, речевого и математического развития.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья- отсутствует.
Для детей-инвалидов объекты спорта, приспособленные для использования- отсутствуют.
Для создания условий полноценной двигательной деятельности детей с ОВЗ, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей в музыкальном и физкультурном залах проводится утренняя гимнастика, НОД, физкультурные и музыкальные досуги, праздники и развлечения. Освоения области «Физическое развитие» в рамках образовательной программы для детей с ОВЗ реализуется (на основании заключения врача педиатра, группы здоровья).
Имеется спортивное оборудование на прогулочных площадках.
Для детей-инвалидов средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья-отсутствуют.
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ для обеспечения образовательной деятельности с детьми ОВЗ рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации ООП ДО, учетом АОП, как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. И соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей с ОВЗ, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности, музыкальной и художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с приоритетным направлением работы МБДОУ.
Средства обучения подразделяются:
-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. .).
В ходе коррекционно-образовательного процесса учителями-логопедами и педагогом – психологом используются элементы здоровьесберегающих технологий:
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки)
- Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, Су-Джок терапия.
- Сказкотерапия
- Песочная терапия
- Релаксация
Взаимодействие всех специалистов ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, осуществляется на протяжении всего периода пребывания детей с ОВЗ в ДОУ. При построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком не обособленно, а углубляя и дополняя друг друга.
Конструктивные особенности здания МБДОУ не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособления для туалета/душа, тифлотехнике, тактильные плитки, напольные метки, кроватей и матрасов специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением.
Детский сад оборудован тревожной кнопкой экстренного вызова полиции.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Территория МБДОУ асфальтирована или имеет твердое покрытие.
Создание отдельного меню для детей с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 — дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ.
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
Медицинское обслуживание в МБДОУ детей с ОВЗ обеспечивается в соответствии с договором о сотрудничестве между МУЗ ЦРБ Азовского района.
В МБДОУ созданы физкультурно-оздоровительные условия для профилактики заболеваний и оздоровления детей с ОВЗ, для занятия ими физической культурой и спортом. Физическое развитие детей с ОВЗ осуществляется в рамках образовательной программы по направлению «Физическое развитие». Применяется особый порядок освоения области «Физическое развитие» в рамках образовательной программы для детей с ОВЗ (на основании заключения врача педиатра, группы здоровья).
В МБДОУ функционирует психолого-педагогический консилиум МБДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями.
В МБДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы МБОУ и районного Центра «Доверие» .
С целью охраны здоровья воспитанников проводятся мероприятия:
- профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья– не предусмотрен
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Доступ к ЭОР не предусматривается.
Отсутствуют
Отсутствует
Отсутствует