Доступная среда

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов служат:

   Условия для детей с ОВЗ и детей- инвалидов,  которые МБДОУ обеспечивает в соответствии с частью 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами МБДОУ (Положение о работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, Паспорт доступности инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования МБДОУ№59):

-реализация разработанных,  специалистами МБДОУ АОП;

-применение специальных методов обучения и воспитания;

-проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и других мероприятия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с  ограниченными возможностями здоровья;  

-оказание  ранней коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении;

-сокращенное количество детей в группе компенсирующей направленности.

   Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность:  педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, медицинский работник. 

   Все педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного дошкольного образования» в объеме 72часа.

   Также созданы условия для повышения педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах.

   В течение учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.

   На 01.01.2021г МБДОУ  посещает 3 ребенка-инвалида. Дети -инвалиды включены в  образовательный  процесс совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ работают с разно уровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группах присутствуют здоровые дети и  слабослышащие , с поражением опорно-двигательного аппарата 

  • Предоставление услуг на объекте МБДОУ № 59 « Лакомка»
  • Автостоянка(места)для инвалидов-  отсутствует.
  • Пандус – отсутствует
  • Адаптированные лифты- отсутствуют.
  • Раздвижные двери – отсутствуют.
  • Кнопка вызова персонала – имеется.
  • Вывески со шрифтом
  • Брайля на контрастном фоне — отсутствуют.
  • Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
  • Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
  • Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
  • Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются

Для детей-инвалидов специально оборудованные учебные кабинеты отсутствуют.

Для детей с ОВЗ созданы компенсирующие группы, которые  оборудованы пособиями и игрушками активизирующие познавательную и речевую деятельность: развивающие игры, технические устройства, модели, предметы для опытно-поисковой работы — магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Имеются различные материалы, способствующие речевому развитию ребенка: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с буквами, ребусами.

Кабинет педагога-психолога

Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку

Зона консультативной работы оснащена рабочим столом, удобными стульями. Она предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы.
Зона диагностической работы предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Все диагностические материалы систематизированы (по возрасту, проблематике) и размещены в специальных папках так, чтобы ими было удобно пользоваться.
Зона коррекционно-развивающей работы оснащена индивидуальными столами, мольбертом. Столы можно расставлять по-разному в зависимости от цели занятия.
Коррекционно-развивающий материал разделен на два вида:
      Материал для интеллектуального развития дошкольников. Здесь представлены игры и методические пособия для развития памяти, внимания, речи, мышления, воображения детей.
Материал для развития эмоционально-волевой сферы детей: картотеки игр, дидактические игры, пособия для развития эмоциональной сферы.
        Для творческого самовыражения детей в кабинете есть материалы для детского творчества: пластилин, краски, цветные карандаши, восковые мелки..

Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно- методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал. Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

В физкультурном зале имеется стандартное и нестандартное оборудование,    спортивный инвентарь, необходимый для ведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми и  с детьми с ОВЗ

 -физкультурное оборудование (гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов);

— спортивный инвентарь (мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.).

Комната «Фиолетовый лес» для развитие интеллектуальных способностей  по программе В.В.Воскобовича оборудована играми комплектами «Логико-математических игр»  и развивающими играми: «Квадрат Воскобовича», «Коврограф», «Игровизор»,»Теремок», «Волшебная восьмерка», «Геоконд» и др.

Кабинет учителя-логопеда.

Все пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и состоит из нескольких рабочих зон. Каждая зона имеет свою функциональную нагрузку.  Кабинет предназначен для работы с детьми ОВЗ и инвалидов. по развитию и коррекции речи.

 Зона развития сенсомоторных навыков представлена в виде игр и упражнений: «Логическое лото», «Домики – вкладыши», шнуровка, бусы и пуговицы разного размера, пирамидки, цветные вкладыши и др.

Для детей-инвалидов объекты для проведения практических занятий отсутствуют.

Для детей с ОВЗ  осуществляется  инклюзивная образовательная деятельность. В МБДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:

  • групповые помещения
  • кабинет педагога-психолога
  • кабинет учителя-логопеда
  • музыкальный зал
  • физкультурный зал
  • горница,
  • сенсорная комната,
  • комната «Фиолетовый лес» для развитие интеллектуальных способностей по программе В.В.Воскобовича.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ в детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС..
      Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом  кабинете,  создана благоприятная коррекционно-развивающая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей.

      В кабинете  педагог-психолог проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-психологическую работу.

Комната «Фиолетовый лес» для развитие интеллектуальных способностей  по программе В.В.Воскобовича предназначена для детей с ОВЗ для развития интеллекта, тренировки мелкой моторики, речевого  и математического развития.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья- отсутствует.

Для детей-инвалидов объекты спорта, приспособленные для использования- отсутствуют.

Для создания условий полноценной двигательной деятельности детей с ОВЗ, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей в музыкальном и физкультурном залах проводится утренняя гимнастика, НОД, физкультурные и музыкальные  досуги, праздники и развлечения. Освоения области «Физическое развитие» в рамках образовательной программы для детей с ОВЗ  реализуется  (на основании заключения врача педиатра, группы здоровья).

Имеется спортивное оборудование на прогулочных площадках.

Для детей-инвалидов средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья-отсутствуют.

Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ  для обеспечения образовательной деятельности с детьми ОВЗ  рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации ООП ДО, учетом АОП,  как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. И соответствуют принципу необходимости и достаточности для организации образовательной, коррекционной работы, медицинского обслуживания детей с ОВЗ, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса, а также обеспечения разнообразной двигательной активности, музыкальной и художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с приоритетным направлением работы МБДОУ.

Средства обучения подразделяются:

-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие  тетради, раздаточный материал и т.д.)

-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)

-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).

-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. .).

       В ходе коррекционно-образовательного процесса учителями-логопедами и педагогом – психологом используются элементы здоровьесберегающих технологий:

  • Дыхательная гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки)
  • Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, Су-Джок терапия.
  • Сказкотерапия
  • Песочная терапия
  • Релаксация

Взаимодействие всех специалистов ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, осуществляется на протяжении всего периода пребывания детей с ОВЗ в ДОУ. При построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком не обособленно, а углубляя и дополняя друг друга.

Конструктивные особенности  здания  МБДОУ  не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособления для туалета/душа, тифлотехнике, тактильные плитки, напольные метки, кроватей и матрасов специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.

     Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением.

     Детский сад оборудован тревожной кнопкой экстренного вызова полиции.

     Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

     Территория МБДОУ асфальтирована или имеет твердое покрытие.   

Создание отдельного меню для детей с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

В МБДОУ организовано сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10 — дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ.

Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»

Медицинское обслуживание в МБДОУ детей  с ОВЗ обеспечивается в соответствии с договором о сотрудничестве между   МУЗ  ЦРБ Азовского района.

   В МБДОУ созданы физкультурно-оздоровительные условия для профилактики заболеваний и оздоровления детей с ОВЗ, для занятия ими физической культурой и спортом.  Физическое развитие детей с ОВЗ  осуществляется в рамках образовательной программы по направлению «Физическое развитие». Применяется особый порядок освоения области «Физическое развитие» в рамках образовательной программы для детей с ОВЗ (на основании заключения врача педиатра, группы здоровья).

   В МБДОУ функционирует психолого-педагогический консилиум МБДОУ. Целью  ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями.

    В МБДОУ организовано взаимодействие со специалистами  службы МБОУ и районного Центра «Доверие» .

С целью охраны здоровья воспитанников проводятся мероприятия:

  • профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья– не предусмотрен

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Доступ к ЭОР не предусматривается.

Отсутствуют

Отсутствует

Отсутствует